Не знаю, почему, но меня всегда завораживает момент, когда в кинозале начинает гаснуть свет. Наступает тишина, а затем занавес — должно быть, красный — медленно раздвигается. И открывает дверь в иной мир.
©Дэвид Линч, из книги «Поймать большую рыбу»

ДЭВИД ЛИНЧ
Гений, который заставит вас чувствовать цвета

Дэвид Линч — самая неоднозначная фигура Голливуда. Можно назвать его кинорежиссёром, сценаристом, художником, музыкантом, фотографом, но прежде всего Линч — гений. Гений, сумевший адаптировать и показать на больших экранах, в книгах и на картинах некую трансцендентность — «потустороннее». То, что находится «по ту сторону» человеческого бытия. Умение видеть «за гранью» реальности помогло Линчу находить удивительные метафорические образы и, как следствие, создать множество шедевров кинематографа. К примеру, в фильме «Шоссе в никуда», где у героя медленно прогрессирует расстройство личности, мы не увидим врачей, обеспокоенную семью или одиночество больного человека. Мы увидим страшного мужчину без бровей, и это лучше любых кинематографических клише представит нам образ болезни главного героя.

Кадр из фильма «Шоссе в никуда»
Отличительная черта фильмов Линча заключается в том, что зритель не найдёт там избитых сюжетных поворотов и режиссёрских шаблонов. Фильмы, которые снял Дэвид, — это испытания, аттракционы для сознания зрителей. Представьте: вы смотрите фильм, видите женщину, стоящую у стены, и вас начинает пробирать тревога. Женщина ещё не произнесла ни слова, а вам уже не по себе. Что такое? Всё просто. На ней красная сорочка.

Кадр из фильма «Шоссе в никуда»
Колористическая иерархия Дэвида Линча
Неотъемлемой частью творчества Линча однажды стал цвет. От всех оттенков чёрного — до безмятежных йогуртовых оттенков, розового и бежевого. Начиная со своего фильма «Синий бархат» (до этого была ещё одна «цветная» работа — фильм «Дюна» — но она была, по сути, заказная) Дэвид Линч начал работать с цветом. Ему удалось всего за несколько фильмов вложить в головы зрителей образы и ощущения, которые позволили людям буквально «чувствовать» цвет, видя его на экране.

ЧЁРНЫЙ
В чёрный цвет окрашена значительная глава творчества Линча: им до момента начала игры с цветом он выражал самые разные чувства в зависимости от контекста.
«Я не знаю, что делать с цветом. Цвет для меня слишком «настоящий». Он ограничивает. Он не позволяет мечтать. Чем больше добавляешь черного в цвет, тем более визионерским он становится. Черный имеет глубину. Это как выход на поверхность…».
— говорил когда-то Дэвид о цветовой гамме своих картин.
Однако черный для Дэвида — никогда не нейтральный. Это — страх неизвестности, холод и одиночество. Также чёрный — это буквально темнота и все, что за ней скрывается, все, что уже по ту сторону.
Наибольшее количество использований чёрного цвета мы можем увидеть в одном из первых фильмов Линча, который называется «Голова-ластик». В «Синем бархате» мы можем увидеть кожаный пиджак Фрэнка, вечерние наряды Дороти и черных жуков под землей в первых кадрах фильма. В фильме «Шоссе в никуда» темнота как бы «съедает» героев, расположившись в углах кадра.

Кадр из фильма «Голова-ластик»
Кадр из фильма «Шоссе в никуда»
СИНИЙ
Любимый цвет Линча. Синий бархатный занавес на открывающих титрах «Синего бархата», роскошный синий халат Дороти — фетиш злодея Фрэнка, синий свет в баре, где она выступает с песней про синий бархат, ее перламутрово-синие тени для глаз, голубые простыни, кобальтовый «Шевроле Монте-Карло», на котором она приезжает домой, и бесконечные коридоры оттенка «берлинская лазурь» как символ перехода между мирами. Кстати, этот оттенок синего использует в своих работах и Линч-живописец.

Съёмки фильма «Синий бархат»
Кадр из фильма «Синий бархат»
КРАСНЫЙ
Красный цвет означает опасность, тревогу. В случае с красным цветом Линч часто пользуется его комплементарностью с синим. В «Синем бархате» мы можем увидеть множество красных деталей в сочетании с синими: красные розы на фоне синего неба, красно-синие мигалки полицейских и пожарных машин, форма игроков в американский футбол, «олдсмобил» главного героя, красные губы и ногти Дороти, ее домашний халат в начале фильма, красные туфли — как и у тезки из «Волшебника страны Оз» и героини «Диких сердцем», они должны помочь героиням найти свой путь. В «Шоссе в никуда» жена главного героя облачена в красный, и рядом с ней неуклонно нарастает напряжение. И конечно, зловещий алый занавес — он тоже много раз появится в линчевских фильмах.

Кадр из фильма «Синий бархат»
Кадр из сериала «Твин Пикс»
Кадр из фильма «Синий бархат»
ЖЕЛТЫЙ
Тревожные тюльпаны и пиджак коррумпированного копа — практически классика Достоевского: сумасшествие и болезнь.

Кадр из фильма «Синий бархат»
РОЗОВЫЙ

Сложный оттенок розового — лавандовый грязно-сиреневый — в паре с фисташковым много раз появляется в фильмах режиссера: в гостиной Дороти и интерьере публичного дома, а потом и во «Внутренней империи». Розовый в фильмах Линча почти всегда означает пошлость в той или иной степени: от невинных нарядов Сэнди до фуксии на дамах в публичном доме и неоновой вывески Slow Club, в котором выступает главная героиня «Синего Бархата».

Кадр из фильма «Синий бархат»
БЕЖЕВЫЙ И ПАСТЕЛЬНЫЙ

Все оттенки бежевого: от песочного до коричневого — это цвета положительных героев фильмов и интерьеров их домов. В заключительных кадрах «Синего бархата» мы видим Дороти в простой коричневой рубашке: ее сын спасен, она вернулась к нормальной жизни.

Йогуртовые цвета в интерьере кофейни из сериала «Твин Пикс», наряды её посетителей поддерживают восьмидесятническую наивную пастораль, на контрасте с которой такими чужеродными и опасными кажутся основные цвета сериала: красный и чёрный.

Кадр из сериала «Твин Пикс»
Кадр из сериала «Твин Пикс»
БЕЛЫЙ
Этот цвет выражает нравственную чистоту и невинность. В «Синем бархате» в белом появляется только Сэнди. Лишь она честна и невинна, поэтому в колористической иерархии Линча только ей разрешен этот цвет. В «Шоссе в никуда» видение, преследующее главного героя, облачено в белый: таинственная женщина кажется сходящему с ума человеку единственным светлым образом, до которого нужно дотянуться.

Кадр из фильма «Синий бархат»
Кадр из фильма «Шоссе в никуда»

Нет сомнений, творчество Дэвида Линча содержит гораздо большее количество загадок, чем просто игра с цветом. Например, таким же образом режиссёр использует звук: ни один тревожный момент в его фильмах не обходится без гнетущего гула, вызывающего мурашки у зрителей. Но для того, чтобы понимать (или не понимать) кино Линча, о нем мало читать. Его нужно смотреть, иногда по по несколько раз, всматриваясь и вслушиваясь в созданные для нас поистине странным и великим творцом картины.

Екатерина Карпова
Made on
Tilda