© 2016 Времена.ру
Матроскин возвращается
Любимой киностудии "Союзмультфильм" в этом году исполнилось 83 года
Несмотря на почти столетнюю историю любимой с детства студии "Союзмультфильм" после долгого кризиса, наступившего в 90-е годы, пришлось начать все практически с нуля... В апреле 2018-го года миллионами просмотров прогремел выход нового "Простоквашино". Любимые герои - кот Матроскин, Дядя Фёдор, Шарик и почтальон Печкин стали символом возрождения.
О переезде из полуразрушенного здания, запуске первого полнометражного фильма за последние 30 лет и планах на будущее рассказал директор студии Борис Машковцев.
Как всё начиналось
создание киностудии, первые проекты и период расцвета
1936
Свою историю всеми любимый «Союзмультфильм» ведет с 1936 года, когда по распоряжению правительства московские анимационные студии объединились в одну — «Союздетмультфильм». Правда, уже через год название упростилось и стало таким, каким мы знаем его по сей день.
1945
В 1945 году выходит первый полнометражный мультфильм «Пропавшая грамота». Для студии этот момент стал отправным, «Союзмульфильм» начинает работать с великими театральными актерами, которые озвучивают героев и снимаются в игровом кино, которое потом аниматоры воспроизводили в движение в рисунке.
1953
С 1953 года «Союзмультфильм» начинает производить кукольные мультфильмы.
1957
А уже в 1957 рисованные и кукольные ленты начинают покорять зарубежных зрителей. Любимая всеми «Снежная королева» получает колоссальный успех в Венеции, а Папа Римский даже призывает паству смотреть советские мультфильмы — самые добрые и гуманные в мире.
1969
В 1969 году «Союзмультфильм» подарил зрителям первый анимационный мюзикл «Бременские музыканты», первый рисованный цикл «Ну, погоди!» и мультжурнал «Веселая карусель», существующий и сегодня.
1979
Еще через 10 лет Юрий Норштейн завершает работу над картиной «Сказка сказок», получившей мировое признание и носившей с 1984 до 2003 г. титул «лучшего мультипликационного фильма всех времён и народов», и получает Государственную премию СССР за фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль» и «Ёжик в тумане».
1980-е
К концу 1980-х годов студия переживает сразу несколько кризисов — кадровый, производственный и творческий. Расшатывается производственный механизм, ощущается дефицит мультипликаторов и работников цехов, иссякает творческая атмосфера. С возникновением кооперативного движения, просочившегося и в кинематограф, «Союзмультфильм» окончательно утрачивает лидирующее положение, перестаёт определять лицо отечественной мультипликации. Резко падают объёмы производства, немало мастеров и рядовых сотрудников покидают студию.
1990-е
В 1989 году «Союзмультфильм» получил статус арендного предприятия и оставался таковым вплоть до 1999 года. В это же время студия лишается здания, в котором размещалось кукольное объединение.
Так, из самой крупной студии в Европе, производящей по 40 мультфильмов в год превратилась в предприятие, которое никак не может выбраться из кризиса.
В 1990-е годы «Союзмультфильм» работает как производственная база для других студий
начало 2000-х
«Союзмультфильм» существует в режиме борьбы творческих сотрудников и дирекции. В это время производство фильмов почти полностью прекращается, государство приостанавливает финансирование.
Они создали наши любимые мультфильмы
Иванов-Вано работал режиссёром киностудии «Союзмультфильм» с самого ее основания. Известен благодаря созданию мультфильмов «Конёк-горбунок», "Мойдодыр", "Гуси-лебеди" и "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях".
Иван Иванов-Вано
режиссёр, художник и сценарист мультипликационного кино,
один из основателей советской мультипликации
Получила всесоюзную известность и славу после создания первого отечественного мультипликационного фильма-мюзикла «Бременские музыканты», музыкальных мультфильмов «Катерок», в котором звучит знаменитая «Чунга-Чанга». А также мультфильмов «Как львёнок и черепаха пели песню», «Чучело-Мяучело» и других.
Инесса Ковалевская
режиссёр и сценарист мультипликации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
Родоначальник нового стиля в советской мультипликации, отличного от канона 1950-х — 1960-х, похожего на диснеевский.
Режиссёр короткометражных мультфильмов для взрослых в разных жанрах. Наиболее известными стали серия трёх мультфильмов о Винни-Пухе и мультфильм «Каникулы Бонифация» .
Фёдор Хитрук
кинорежиссёр, мультипликатор,
сценарист, театральный педагог
Самые известные картины режиссёра: «Вовка в Тридевятом царстве», «Малыш и Карлсон» и «Карлсон вернулся».
Борис Степанцев
режиссёр и мультипликатор
Хотите вспомнить мультфильмы детства?
Ответьте на вопросы теста и узнаете много интересных фактов, связанных с "золотой коллекцией" киностудии "Союзмультфильм"
Начать тест
Как называется этот мультфильм?
«Паровозик из Ромашкова» — рисованный мультипликационный фильм для детей, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1967 году.
«Паровозик из Ромашкова» — рисованный мультипликационный фильм для детей, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1967 году.
«Паровозик из Ромашкова» — рисованный мультипликационный фильм для детей, снятый на киностудии «Союзмультфильм» в 1967 году.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто написал сказку "Конек-Горбунок", по которой студия выпустила одноименный мультфильм?
«Конёк-горбуно́к» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух редакциях — 1947 и 1975 годов. Снят по одноимённой сказке Петра Ершова. Высокую оценку фильму дал Уолт Дисней, демонстрировавший его своим художникам.
«Конёк-горбуно́к» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух редакциях — 1947 и 1975 годов. Снят по одноимённой сказке Петра Ершова. Высокую оценку фильму дал Уолт Дисней, демонстрировавший его своим художникам.
«Конёк-горбуно́к» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии «Союзмультфильм» режиссёром Иваном Ивановым-Вано в двух редакциях — 1947 и 1975 годов. Снят по одноимённой сказке Петра Ершова. Высокую оценку фильму дал Уолт Дисней, демонстрировавший его своим художникам.
Дальше
Проверить
Узнать результат
В каком мультфильме звучит знаменитая песня "Чунга-Чанга"?
Знакомая каждому "Чунга-Чанга" звучит в мультипликационном фильме Инессы Ковалевской «Катерок», выпущенном в 1970 году.
Знакомая каждому "Чунга-Чанга" звучит в мультипликационном фильме Инессы Ковалевской«Катерок», выпущенном в 1970 году.
Знакомая каждому "Чунга-Чанга" звучит в мультипликационном фильме Инессы Ковалевской«Катерок», выпущенном в 1970 году.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Кто из режиссеров "Союзмультфильма" создавал первый отечественный мультипликационный фильм-мюзикл "Бременские музыканты"?
«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм 1969 года, созданный режиссером Инессой Ковалевской. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов.
«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм 1969 года, созданный режиссером Инессой Ковалевской. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов.
«Бременские музыканты» — советский рисованный мультфильм 1969 года, созданный режиссером Инессой Ковалевской. Параллельно с выходом мультфильма была выпущена версия на грампластинках, общий тираж которых за два года достиг 28 миллионов.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Как называлась первая работа киностудии "Союзмультфильм"?
«В Африке жарко» — первая черно-белая мультипликационная лента, созданная на студии «Союзмультфильм» в 1936 году. Фильм находится в общественном достоянии, так как выпущен более 70 лет назад.
«В Африке жарко» — первая черно-белая мультипликационная лента, созданная на студии «Союзмультфильм» в 1936 году. Фильм находится в общественном достоянии, так как выпущен более 70 лет назад.
«В Африке жарко» — первая черно-белая мультипликационная лента, созданная на студии «Союзмультфильм» в 1936 году. Фильм находится в общественном достоянии, так как выпущен более 70 лет назад.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Ротоскопирование - мультипликационная техника, при которой отрезок фильма создаётся путём покадровой перерисовки отснятой киноплёнки с реальными актёрами и декорациями. В каком проекте "Союзмультфильма" эта техника была использована впервые?
Внешность Снежной Королевы в одноименном мультфильме резко отличается от остальных персонажей. Это объясняется тем, что Снежную королеву рисовали способом «ротоскопирование» с озвучивавшей её актрисы Марии Бабановой. В отечественной мультипликации этот метод назывался «эклер» — по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции.
Внешность Снежной Королевы в одноименном мультфильме резко отличается от остальных персонажей. Это объясняется тем, что Снежную королеву рисовали способом «ротоскопирование» с озвучивавшей её актрисы Марии Бабановой. В отечественной мультипликации этот метод назывался «эклер» — по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции.
Внешность Снежной Королевы в одноименном мультфильме резко отличается от остальных персонажей. Это объясняется тем, что Снежную королеву рисовали способом «ротоскопирование» с озвучивавшей её актрисы Марии Бабановой. В отечественной мультипликации этот метод назывался «эклер» — по марке фирмы-производителя длинного стола, на котором осуществлялись все манипуляции.
Дальше
Проверить
Узнать результат
Поздравляем!
Теперь вы знаете об истории киностудии "Союзмультфильм" и людях, которые создавали любимые мультфильмы детства.
Пройти еще раз
Куда студия исчезла
о том, почему студия "писала в стол", а сотрудники "сидели на чемоданах"
«С началом 90-ых годов, студия почти перестала существовать на рынке»
После периода расцвета студии, случился период застоя. С началом 90-ых годов, студия почти перестала активно существовать на рынке. При этом она активно производила короткометражное кино, но совершенно не понимала, как существовать в рыночных условиях, как это кино продвигать. «Союзмультфильм» не знал, какой вообще продукт нужен зрителям.
Советская модель функционирования мультипликационной студии предполагала, что она может иметь только одно дело - производить кино, качественно, естественно. А в современных условиях студия должна быть многогранной структурой, которая не только производит то, что востребовано, но и умеет продавать свой продукт. Именно этот переход в новые рыночные условия, стал для студии максимально непростым.


Новый директор киностудии "Союзмультфильм" комментирует эту ситуацию:
Студия не прекращала генерировать идеи новых проектов, но совершенно не понимала, как их материализовать в новых рыночных условиях. Собственно, воплощение -
это та задача, которую «Союзмультфильм» решает с новой командой на протяжении последних полутора лет под руководством нового директора Бориса Машковцева.
В стремлении сделать свой продукт востребованным, киностудии пришлось столкнуться с серьезными проблемами.
Проблема №1: нехватка творческих сотрудников
Выяснилось, что на «Союзмультфильме» отсутствует «конвейер» и его нужно построить заново. В советское время на студии работало от 300 до 500 человек, когда же на студию пришел новый директор Борис Машковцев - на ней было 80 человек, из них 78 менеджеров и двое художников!
Проблема №2: "чемоданное настроение"
Студия находилась в здании, где постепенно отваливалась штукатурка, и все сотрудники «сидели на чемоданах» в ожидании переезда в новое здание, где идет ремонт. Соответственно, на этом фоне у студии отсутствовали какие-либо коммерческие инвесторы, поскольку в такую структуру вкладываться было совершенно не разумно с точки зрения бизнеса.
Проблема №3: больше и быстрее
В советское время на одну 10 минутную короткометражку уходил год. Сравните это с современными мультсериалами, где все измеряется сезонами по 26, 52, и по 104 серии. Вот это современный масштаб, который требует совсем иной скорости производства. Кроме того, работать только с одним проектом стало экономически рискованно.
То, что в советское время условно считалось сериалом - «Винни Пух» или «Чебурашка» - это на самом деле циклы, буквально из трех фильмов, не более того.
Для студии это означало достаточно серьезную психологическую «ломку», поскольку все привыкли к тому, что «Союзмультфильм» делает свой продукт очень основательно, вдумчиво.

Более того, если студия производит меньше - она просто не сможет это продать, поскольку крупному телеканалу будет стоить очень больших усилий заключить подобного рода контракт. Гораздо больших, чем распределить эти фильмы в сетке вещания, чтобы они не пропали даром.

Нынешняя реальность такова, и любой студии, которая хочет производить мультфильмы, придется с такими условиями считаться. «Союзмультфильм» учится работать в новом темпе.

Знаете ли вы, что

мультипликация - рискованный бизнес?
30% проектов

откровенно проваливаются
еще 40%

с трудом выходят "в ноль"
и только 30%

становятся успешными
Новый темп требует не просто работать быстрее, но и производить несколько проектов одновременно
«Союзмультфильм» просто не может себе позволить работать с одним проектом, потому что это экономически опасно. Студия должна быть стабильной, и если у нее только один проект, то кто знает, что с этим проектом произойдёт.

Поэтому проектов должно быть много, какие-то из них будут удаваться лучше, какие-то - хуже, речь даже не о качестве производства и талантливости, а с точки зрения, как воспримет или не воспримет это кино зритель.

Это значит, что студия вынуждена в единицу времени работать минимум с 6 сериалами, плюс блок короткометражек, плюс ещё полнометражные производства. Возвращаясь к истории о перерождении студии, с командой из 2 художников и 78 менеджеров, которая представляла собой студию «Союзмультфильм» не так давно, реализовать подобный план проектов было едва ли возможно.

Сейчас же в самом издании «Союзмультфильма» работает порядка 150 человек, а с учётом ещё всех аутсорсеров и фрилансеров, с которыми студия работает постоянно, получается около 300 человек. Студия колоссально выросла.
Как студия возродилась
"Союзмультфильм" перезагружается и "примеряет" новые технологии
Разумеется, всесторонняя модернизация отразилась и на техническом оснащении студии. Важным событием нового «Союзмультфильма» стало открытие на базе студии технопарка, где будут представлены все анимационные техники - кукольное производство, пластилиновая анимация, традиционная рисованная анимация и 3D анимация. И, кроме всего прочего, появилась даже студия «motion capture».

«Союзмультфильм» всегда славился тем, что на нём уживались творцы работающие в разных стилях и с разными технологиями. Это то, что студия сохранила даже после всех изменений, добавив к классическим технологиям еще и большой блок «digital».

Видео с сайта телеканала "Культура"
«Союзмультфильм» сохраняет философию студии, которая не стоит на месте, которая хочет развиваться, с целью удивлять своего зрителя.
Мультипликаторы используют всевозможные технологии и создают целую палитру непохожих друг на друга проектов.
Нравится перекладка?
В 2018 году был запущен музыкальный мультсериал про семью дружных оранжевых коров на «Карусели» под названием «Оранжевая корова».
По душе рисованное кино?
В апреле 2018 года был запущен новый мультсериал «Простоквашино»В 2018 году был запущен музыкальный мультсериал про семью дружных оранжевых коров на «Карусели» под названием «Оранжевая корова».
А, может, хотите пластилиновое?
И такое у студии имеется: познавательный проект на возраст 2+ «Пластилинки» Сергея Меринова. Первый цикл был посвящен цифрам и после 10-ой серии он автоматически закончился, поэтому теперь Сергей перешёл к теме зверушек, которая неисчерпаема.
|
В 2017 году завершилась работа над полнометражным фильмом «Гофманиада» - уникальный анимационный проект, вдохновленный легендарными произведениями немецкого писателя Эрнста Гофмана. Работа над фильмом продолжалась более 15 лет – каждая кукла, которую зрители увидят в фильме, создана мастерами вручную. Это первый полнометражный фильм студии
за последние 30 лет.
Кроме того, на территории студии открыта экспозиция декораций и кукол из фильма «Гофманиада».

Еще один аспект, который учитывает возродившийся "Союзмультфильм" - возраст зрителей.
Дети настолько быстро развиваются, в сравнении со взрослыми людьми, что язык общения приходится постоянно адаптировать.

К тому же, вкусовые предпочтения у детей меняются молниеносно, и студия стремится сделать свои проекты максимально "точечными", чтобы каждый нашем именно "свой" мультфильм.
1
Самые маленькие: 2+
Интересный факт - детские психологи уверяют, что ребенок начинает что-либо понимать в аудиовизуальном сегменте с 3-х лет, но опытным путем уже неоднократно доказывалось, что на самом деле дети осваивают первые понятия об окружающем мире с двухлетнего возраста. Поэтому, самые маленькие зрители киностудии - дети от 2-х лет.
2
Чуть старше: от 4 до 6
Следующая возрастная категория от 4-х до 6 лет, совпадающая с первым социальным опытом, осваиванием навыков общения со сверстниками.
3
Почти взрослые: от 6 до 8
В данном возрасте дети учатся анализировать знания, полученные вербальным путем.
4
Самое сложное: школьники
Самым сложным в создании является контент, который рассчитан на школьников.
Но это именно то направление, куда «Союзмультфильм» хочет двигаться. Студия хочет, чтобы ее аудитория продолжала следовать за «Союзмультфильмом», получая новое кино под каждый свой возраст.
Современная мировая анимация - это не только развлечение для детей, это то, с чего начинается привитие культурных кодов, первых знаний у ребёнка. В этом смысле, мультфильмы уже, отчасти, потеснили детскую литературу, потому что мораль классических «Союзмультфильмовских» лент родители передают своим детям.
Борис Машковцев
директор киностудии
Как итог, современная
мультипликация из чисто культурной сферы, превращается в своеобразную сферу педагогики. То есть, родители уже вольно или невольно возлагают на мультфильмы педагогическую функцию.

Например, жанр «эдьютейнмент», который подразумевает обучение через развлекательный контент. Это говорит о том, что анимация переходит из сферы художественной культуры, в сферу более близкую к образованию, появляются целые жанры познавательной анимации.

Куда это приведёт
уникальные проекты, которые студия приготовила для своих зрителей
Серия советских мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино» - одна из самых успешных в истории «Союзмультфильма». В апреле 2018 года эта история получила свое продолжение в рамках нового мультсериала «Простоквашино», который ежемесячно выходит на официальном YouTube-канале «Союзмультфильма».
Посмотрите, как изменились любимые герои - для этого передвиньте "ползунок" вправо или влево
Что нового в "Простоквашино"?
У Дяди Фёдора появилась маленькая сестра Вера Павловна, которая тоже нашла в Простоквашино очень необычную подружку,
а Матроскин и Шарик завели настоящее фермерское хозяйство и осваивают новые технологии.
Борис Машковцев признался, что ему нравится работать с сериальным контентом, потому что он может эволюционировать. Когда создается законченный полнометражный или короткометражный фильм, это единоразовое высказывание, он доносит свою мораль и на этом заканчивается, а сериал может позволить себе развиваться вместе со своими зрителями.

Когда студия приступала к новому «Простоквашино», была поставлена цель: найти баланс между современным бытом и сохранить идеи любимых персонажей.
Помимо нового "Простоквашино" киностудия работает над другими интересными мультсериалами, а также готовит к выпуску полнометражный фильм "Суворовъ"
Над проектом работали
Анастасия Ерофеева
Любовь Калмыкова
Made on
Tilda