Как я стал художником? Вы знаете, случайно. Я учился в школе и хорошо рисовал. Школа была общеобразовательной, №24 в городе Ульяновск, и вот я поехал в 15 лет в мореходку в Одессу, а потом понял, что ловить рыбу не очень хочу, и вспомнил, что меня в школе учитель по рисованию хвалил. Я рискнул, приехал в Ростов, где жила моя тётя, которая уезжала по контракту в Сибирь. Она предложила пожить у неё, и я согласился, но как-то не хотел идти на Ростсельмаш, я не представлял себя в этот момент человеком, который может пойти на завод. Я знал, как тяжело на заводах...
Когда я пришел в училище, мне сказали: «Нет, у него нет специального образования», а один профессор возразил: «Дайте ему пару месяцев, возьмем, если что - отчислим». Уже на втором курсе я однокурснику предложил свою картину. И я стал художником, я внутри почувствовал, что я художник. Это было в Вильнюсе, потом я ушел в академический отпуск и уехал в Загорск изучать иконопись, потом поехал в Ростов, закончил Грековское училище, потом переехал в Москву, потом закончил уже Суриковский институт и так далее. Внутри я уже знал, в голове было осознание. Я начал еще больше работать.
Весь день у меня заполнен так: я просыпаюсь, начинаются интервью, встречи, творческие процессы. Я не работаю в этот момент, только если клиенту что-то не нравится и нужно переделать. Я доделываю в процессе, пока клиент сидит и пьет кофе. Но обычно я сажусь ночью, а перед этим вечером еще ужинаю, и у меня есть слабость выкурить сигарку... Потом я еду в мастерскую, отхожу от всех дневных забот. У меня несколько мастерских: в одной я делаю портреты, во второй - символизм, в третьей - пейзажи, и за ночь могу объездить все три. Работаю до 7 утра в мастерских, а уже утром что-то доделываю у себя дома. Перед сном молюсь. Есть такая икона "Богородица нерушимая стена" - чтобы избежать неприятностей обращаюсь к ней. Потом читаю книги, обычно сказки, а затем пытаюсь заснуть. Иногда пью снотворное, потому что возбужден от испытанных днем впечатлений, ночного бдения... Все время вспоминаешь какие-то процессы: что-то не закончено, что-то можно было сделать по-другому... Пью снотворные, засыпаю, в час дня меня будят. Начинаются новый день и новые встречи.
Друг - это понятие круглосуточное. Ты можешь позвонить ему ночью, днём, в любое время, и он сможет приехать, помочь, быть с тобой больнице, сидеть неделями и так далее.
Есть друзья, с которыми мне интересно — это Денисов, Чернов Юра, Добронравов Федя. Люди бывают известные, менее известные, но, тем не менее, с ними комфортно.
Идёт очень сложный процесс, конкуренция. В Москве 275 тысяч художников! 275 тысяч, и они все хотят жить… И это люди с образованием, это и выставки, это и профессиональное отношение к своему промыслу, это и обязательность, это и духовность, это и благотворительность, это интервью постоянные и так далее, и так далее.
Любой процесс как будто можно разделить на сложный и легкий, но это не так.... Некоторые считают, что гений мазнул картину, две строчки написал и гуляет. Это не так. Для меня гений – это не только талантливый, но и наделённый упорством человек. Поэтому искусство - это труд. Всегда труд. Большой труд.
Я надеюсь, что моя помощь будет интересна и полезна для университета.