9) Экономическая сторона деятельности средств массовой информации:

• Финансовая база периодического издания.

• Доходная и расходная части редакционного бюджета.

• Направления ценовой политики редакции.

Финансовая база периодического издания
Финансовая политика редакции играет огромную роль для обеспечения их издания. Цель – создание финансовой базы этого издания, ее укрепление и расширение, обеспечение большей независимости коммерческой редакции СМИ. Достижение этой цели возможно лишь с уменьшением расходов, связанных с выпуском издания, ростом доходов от его реализации и увеличением прибыли редакции.

Финансовую политику редакции определяет учредитель издания, который нередко является его владельцем и главным редактором. За ее реализацию отвечает финансовый менеджер - следит за состоянием финансовой базы издания и принимает меры для расчета баланса доходов и расходов редакции, согласованности движения ее материальных и финансовых ресурсов.


Финансовая база издания обеспечивается уставным фондом редакции или компании.

Уставный фонд - совокупность вкладов учредителей или владельцев издания в имущество редакции. В состав входят основные и оборотные фонды, денежные средства, нематериальные и финансовые активы.

Его учредители определяют размеры своих вкладов в уставный фонд и свои взаимоотношения в учредительных документах. В редакции такими документами являются учредительный договор и устав редакции.

При создании уставного фонда редакции учредители издания вначале обеспечивают ее деятельность и выпуск первых номеров, предоставляя стартовый капитал. Он должен быть достаточен для обеспечения выпуска газеты до поступления выручки от ее продажи. В дальнейшем в процессе нормальной работы редакции формируется ее оборотный капитал, необходимый для общередакционных и издательских расходов.

Основным источником капитала для основания и выпуска периодического издания являются средства, вложенные его учредителями в уставный фонд редакции или компании. В дальнейшем к ним присоединяется прибыль, получаемая от реализации издания и в результате других видов редакционной деятельности. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения конкурентной борьбы на информационном рынке многие издания оказываются не в состоянии самостоятельно сохранять свое существование. С сокращением подписки и тиражей уменьшаются возможности получения выгодной рекламы, возникает и растет бюджетный дефицит. Чтобы избежать банкротства, руководители редакций вынуждены искать на финансовом рынке дополнительные источники средств.

Дотация - финансовая поддержка периодического издания, выдаваемая ему регулярно.

Дотируемая редакция, компания или агентство могут с ее помощью гарантированно покрывать часть своих расходов.
Районные и городские газеты, не имеющие возможности получить эту финансовую поддержку, могут попытаться использовать формы косвенной дотации – льготы, предусмотренные Законом о государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ. Однако этими льготами могут пользоваться по закону только издания, связанные с образованием, наукой и культурой.

Спонсирование как финансовый источник отличается от дотирования нерегулярностью или даже одноразовостью поддержки издания. Помощь спонсора дает редакции или компании возможность в течение какого-то времени компенсировать убытки, свести без дефицита ее баланс, реализовать проект, обещающий прибыль. Оказывая редакции или компании помощь, спонсор обычно что-то сам от нее получает.

Доходная и расходная части редакционного бюджета

Расходная часть бюджета
Оформление и регулирование финансовой базы периодического издания производится с помощью бюджета. Это один из важнейших финансовых документов, определяющих и жестко регламентирующих форму образования и расходования средств, обеспечивающих функционирование редакции газеты, журнала или телерадиокомпании.

На основе бюджета редакции разрабатывают баланс расходов и доходов - второй ее важнейший финансово- экономический документ.

Как бюджет любого другого предприятия или организации, бюджет и баланс редакции состоит из двух частей: расходной и доходной. Их соотношение и определяет финансовую базу издания. Если доходы превышают расходы, возникает прибыль. Но если доходы не покрывают расходов, возникает дефицит. Убыточное издание в рыночных условиях долго существовать не может, и его руководителям придется искать возможности привлечения дополнительных средств для покрытия дефицита.

Бюджеты всех СМИ имеют общие основы, но в соответствии с их спецификой различаются своими особенностями.
Она включает статьи, обеспечивающие функционирование редакции, выпуск газеты или журнала и их распространение. Все расходы редакции можно разделить на две части: общередакционные и издательские.
Общередакционные расходы. К ним относятся: выплаты по фонду оплаты труда, фонду материального поощрения, фонду социального развития. К этому присоединяются оплата командировочных, почтовых, представительских расходов, телефонов, факсов, пользования Интернетом и другими средствами связи, оплата аренды помещений и использования мебели и технических средств.

Общередакционные расходы включают выплаты по фондам оплаты труда, материального поощрения, социального развития. К ним присоединяются средства на обеспечение деятельности редакции, бюджет маркетинга, отчисления учредителю и издателю, оплату аренды помещений редакции и др.

Значительную часть расходов составляют отчисления в федеральный и региональный бюджеты: уплата налогов на добавленную стоимость, рекламу, прибыль и прочее, выплаты по соцстраху. К этому могут добавляться страхование жизни журналистов, расходы на реализацию проектов, связанных с издательской и коммерческой деятельностью редакции, а также отчисления в фонд развития самого издания и резервный фонд.

Издательские расходы. Они образуют вторую большую долю расходной части редакционного бюджета и складываются из оплаты гонораров, выплат на приобретение бумаги, отчислений за типографские работы, расходов, связанных с распространением издания и с приобретением информации, необходимой для его выпуска.

Доходная часть бюджета

Доходная часть составляет вторую, не менее важную половину бюджета. В нее входит значительно меньше статей, чем в расходную часть, но каждая имеет важное значение для издания. Это выручка от реализации его тиража, от публикации рекламы и частных объявлений, доход от издательской и от коммерческой деятельности редакции. В разных условиях каждая из этих статей играет разную роль в исполнении редакционного бюджета.


Доходная часть составляет вторую, не менее важную половину бюджета. В нее входит значительно меньше статей, чем в расходную часть, но каждая имеет важное значение для издания. Это выручка от реализации его тиража, от публикации рекламы и частных объявлений, доход от издательской и от коммерческой деятельности редакции. В разных условиях каждая из этих статей играет разную роль в исполнении редакционного бюджета.

Тиражная политика редакции газеты или журнала означает определение тиража издания, его изменения в соответствии с оптимальным тиражом, установление правильной структуры тиража. Тиражная политика редакции связана с ее ценовой политикой.

Оптимальным является тот тираж издания, реализация которого приносит редакции наибольший доход. Для каждого издания определяют свой оптимальный тираж. Его превышение возможно при возмещении дополнительных расходов за счет доходов, получаемых из других источников.

Выручка от публикации рекламы – важнейшая по значению статья доходной части редакционного бюджета большинства газет и журналов. Реклама занимает до 40% площади номера нерекламных изданий.

Для использования возможностей, связанных с публикацией рекламы, редакция должна определить и реализовать свою рекламную политику. Это означает установление цены-стоимости рекламы в издании, системы ее публикации, отношения к зарубежной рекламе, организационное обеспечение притока рекламы в редакцию.

Определив оптимальную для данной газеты цену рекламы, редакция выбирает форму ее размещения – рекламными полосами или блоками на большинстве страниц номера. Одновременно решают вопрос о характере публикации рекламы – универсальной или специализированной.

Отдел рекламы организует работу с нею в редакции. Он обеспечивает ее приток в газету или журнал, поддерживая контакты с частными рекламодателями и рекламными агентствами.

Кроме обычной открытой рекламы в периодических изданиях печатают скрытую рекламу, используя формы и жанры газетно-журнальной публицистики.

Одним из дополнительных источников доходов газетной и журнальной редакции является ее издательская и коммерческая деятельность. Издательскую деятельность редакция может развернуть на двух направлениях. Первое из них – выпуск приложений к газете или журналу. Несмотря на необходимость значительных расходов, сопряженных с учреждением и выпуском приложения, оно дает редакции возможности для увеличения аудитории своего издания, дополнительную площадь для публикации рекламы и тем самым для получения дохода.

Второе направление издательской деятельности редакции – организация выпуска книжной литературы.
Направления ценовой политики редакции
Ценовая политика – один из важнейших аспектов финансовой политики редакции. Она конкретизирует ее, помогая достижению целей редакции – получению наибольшей прибыли, обеспечению финансовой базы издания.

Ценовая политика редакции связана с ее кадровой политикой и воздействует на нее. Она определяет уровень заработной платы работника в соответствии с рыночной стоимостью специалиста определенной квалификации и возможностями редакции оплачивать его труд.


Ценовую политику редакции периодического издания разрабатывают, определяя оптимальные цены – как при его продаже на информационном рынке (продавать свое издание по возможно более высокой цене), так и при покупке товаров, необходимых для его производства (стремится приобретать товары по самой низкой цене, чтобы свести связанные с этим расходы до минимума). Существует предел снижения этой цены, устанавливаемый необходимостью обеспечить определенный уровень качества покупаемого товара: редакция не будет в целях экономии покупать для выпуска своей газеты дешевую оберточную бумагу.

Направления ценовой политики редакции и выбор оптимальных цен регулируются несколькими факторами. Один из них – соотношение спроса и предложения на информационном рынке. При неизменном предложении издания повышение спроса на него приводит к повышению его цены. И наоборот, снижение спроса на издание уменьшает его цену. Действует и закон предложения: при неизменном спросе на издание увеличение его предложения снижает его цену, уменьшение же предложения приводит к повышению цены издания.
Другим регулятором ценовой политики редакции является маркетинг. Без информации, представляющей результаты маркетинговой деятельности, определять оптимальные цены товаров на информационном рынке невозможно. Существенный фактор определения ценовой политики редакции – платежеспособность потребителей ее продукции. Низкий уровень платежеспособности читателей газеты или журнала вынуждает редакцию снижать цену своего издания до тех пор, пока его не начинают покупать.

Немаловажное значение для определения ценовой политики редакции имеет и имидж издания. Ведь его покупателю предлагают не только информацию, содержащуюся в газетных номерах или в телепрограммах, и публикуемую здесь рекламу, но и влияние издания. Авторитетная, популярная газета, выходящая крупным тиражом, способна оказывать более сильное влияние на свою аудиторию – ее редакция может позволить себе повысить цену номера.


29) Методы сбора информации. Общая характеристика. Коммуникативные, некоммуникативные и аналитические методы. Бекграунд в практике журналиста. Проверка информации. Источники информации.

Методы сбора информации. Общая характеристика
Метод в теории журналистики – комплекс действий, направленных на решение профессиональных задач журналиста.

В работе журналиста по созданию журналистского произведения большое значение имеет овладение методами профессиональной деятельности. Выбор того или иного метода познания действительности, анализа полученных эмпирических данных или предъявления фактических данных в конкретном журналистского материале зависит от многих факторов. Например, от сложности объекта и предмета познания, от задач, стоящих перед журналистом в ходе реализации творческого замысла, от целей познавательной деятельности, наконец, от методологический культуры самого журналиста. Отсюда и проистекают проблемы, связанные и с выбором метода, и с формированием методов деятельности, и с успешным их использованием на всех этапах создания журналистского произведения.

Стадии творческого процесса:
получение сведений – осмысление – создание текста

Эмпирические методы получения информации:
наблюдение; беседа; проработка документов; эксперимент
Коммуникативные, некоммуникативные и аналитические методы
Для журналистики существуют свои определенные профессиональные особенности методологии, однако в общем смысле, группируя их по ключевым признакам - хотя такая классификация в известной степени условна - их можно разделить на три группы:

• Коммуникативные методы.
• Некоммуникативные (документальные и физические).
• Аналитические.
Коммуникативные методы
К коммуникативным методам получения информации относятся все виды межличностной и технической коммуникации, которые доступны в работе журналиста (беседа, интервью и опрос). К коммуникативным методам в определенной степени относится и переписка по почтовым информационным каналам, и специфические методики компьютерных коммуникаций, такие как телеконференции, электронная переписка и т.п.

Беседа, как правило, является подготовительной стадией перед использованием других более точных коммуникативных методов, необходимой для того, чтобы понять эмоциональный фон ситуации, разобраться в особенностях личности оппонента, понять ситуацию в целом.


Основным коммуникативным средством получения информации в практической журналистике является интервью, в результате которого журналист реализует определенные цели по получению определенной информации. Оно в свою очередь делится на формализованное и неформализованное.

Формализованное интервьюирование характеризуется достаточно большим количеством времени или периодом между сбором информации и его публикации. В результате этого происходит множество катаклизмов: выбор слов или фраз из контекста, монтаж материала, заказной материал.

Неформализованное интервьюирование характеризуется отсутствием времени между сбором и публикацией. Как правило этот метод свойственен радио и телевидению.
В опросах также выделяют фокус-группы - метод сбора информации, который позволяет оценить эффективность коммуникации на любом этапе, от возникновения идеи до конкретного продукта. На практике этот метод заключается в проведении коллективного интервью в форме групповой дискуссии, в ходе которой собирается субъективная информация от участников по обозначению проблем.

Некоммуникативные методы
(документальные и физические)
Крайне важно в работе журналиста использовать все
доступные информационные массивы для получения информации. Работа с источниками (знакомство с печатной и иной прессой, первичными документами, связанными с событием, книгами, дневниками, письмами, записками, деловой перепиской, приказами и распоряжениями, иного рода документами и т.д.) дает журналисту огромный информационный массив, на который он может опираться в своей работе над материалом.


Другим весьма эффективным методом являются способы получения информации в результате использования различных инструментальных средств наблюдения. Впрочем, наблюдение (мониторинг), как некоммуникативный метод, даже без использования специальных приборов дает зачастую неоценимую информацию, так как в этом случае журналист сам может стать очевидцем события, наблюдать обстановку и т. д.
Технические средства также крайне разнообразны - их арсенал постоянно пополняется по мере развития технологии. К ним можно отнести оптические
приборы, приборы фиксации аудио-видеоинформации, различного рода регистраторы и т.д.

Большую пользу может принести и эксперимент, моделирующий или воспроизводящий определенные события, однако степень его применимости не слишком высока, чтобы останавливаться на нем подробнее.
Достаточно сказать, что в силу быстротечности и уникальности некоторых событий, сделать их зримыми можно зачастую только с помощью эксперимента-реконструкции.

Аналитические методы
Журналисту приходится сталкиваться с ситуациями, когда событие не имеет очевидцев, способных восстановить его обстоятельства, когда объект или предмет носит специфический характер и не может быть определен однозначно, когда относительно события слишком много
разноречивых мнений. В таких ситуациях прибегают к аналитическим методам получения информации. Некоторые из них:

Системный анализ (то есть построение системы с определенной взаимосвязью элементов, их иерархией, определение основных функций, системообразующих, системоразрушающих и системо-нейтральных факторов и
т.д.). Здесь речь идет по преимуществу о точной систематизации данных по различным признакам (хронологии, тематике, значимости и т.д.).


Сравнительный анализ (компаративные методики), при котором событие, явление или объект сравнивается с аналогичным (достаточно вспомнить, как "обставляют" телевизионные новости различного рода катастрофы и кризисы, рассказывая об аналогичных явлениях, проводя вольные или невольные параллели).

Дедуктивный и индуктивный методы, то есть построение суждений в первом случает от общей картины к частной детали, во втором - напротив, от частному к более общему.

Моделирование (компьютерное, логическое, математическое и т.д.) при котором некоторые свойства объекта переносятся на модель, подвергающуюся исследованию.
Бекграунд в практике журналиста
Бэкграунд - справочная информация по рассматриваемой теме или предыстория, факты, о которых важно помнить в работе над материалом. Работа с бэкграундом является обязательным этапом при подготовке к интервью. Хороший бэкграунд может выступить частью журналисткого произведения в виде краткого изложения основных фактов о чем-либо. Но основная функция бэкграунда - вспомогательная. Как правило, опираясь на заранее проработанный бэкграунд, журналист на основе него создает самостоятельный, качественный и глубокий материал.

Проверка информации. Источники информации
При этом сбор информации для профессионала не носит формального характера, а превращается в элемент первичной творческой деятельности, которая во многом определяет все последующие стадии его работы. Роль интуиции, подсказывающей, какой именно факт должен быть найден и зафиксирован, как на этот факт выйти и где его использование в дальнейшем принесет максимальную, пользу не менее важна, нежели комплекс профессиональных навыков по ее получению.
Проверка информации. Источники информации

Источник информации - объект, идентифицирующий происхождение информации. В журналистике источниками информации могут являться как частные лица, так и пресс-службы, информационные бюро и прочие организации.

Среди сложностей в работе с источниками информации отмечаются следующие обстоятельства: закрытость многих источников информации, как государственных, так и частных, а отсюда проблемы доступа к ним; усложнение работы журналистов в связи с изменением характера прессы, которая чаще стала ориентироваться на расследования, обнародование сенсационных, разоблачительных или даже скандальных фактов; изменение отношения журналистов к обязательности точного и объективного сбора фактов.
Основой любого журналистского произведения является информация, т.е. сведения о реально происходивших процессах и явлениях. Суждение, не основанное на информации, может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до полного отторжения или противоположной ожидаемой реакции. Поэтому поиск, структурирование и правильная оценка информации является ключевым этапом построения любого журналистского материала. Чем больше уверенности в точности полученных сведений, тем с большой вероятностью журналист добивается поставленной цели. Отбор фактов требует тщательного исследования разнородных сведений, их сравнения и оценки, структурирования по степени релевантности, по степени влияния социальной или иной значимости.

39) Прямые трансляции, подкасты, стримминговые технологии, интерактивные технологии в практике современных СМИ. Методы, платформы, форматы, интеграция в публикацию или авторский проект. Организация трансляции в СМИ.

Современные видеоформаты стремительно набирают популярность. Сегодня значительную часть информации молодежь получает именно из социальных сетей, будь то аудио - или видеоконтент. В 2016 г. был представлен сервис Facebook Live, позволяющий создавать, просматривать и комментировать потоковое видео в режиме реального времени. «Каждый обладатель телефона может теперь вести прямые трансляции на весь мир», — заявил Марк Цукерберг.
Преимущество онлайн-видеотрансляций над телевидением состоит в том, что они сразу притягивают внимание и позволяют коллективно почувствовать драматургию реальности (митинг, концерт или спортивное соревнование). Трансляция создает невероятный эффект присутствия. Каждый человек может превратиться из зрителя в участника. На Facebook онлайн-трансляцию можно оценивать как привычным «лайком», так и одним из пяти анимированных смайликов, или же комментировать.

Службы потокового вещания видео - платформа, обеспечивающая потоковую трансляцию различных событий в режиме реального времени (Facebook, YouTube, Instagram и др.)


Подкастинг (широковещание)- процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов в стиле радио и телепередач в интернете. Подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания. Отдельный аудиофайл, публикуемая на одном ресурсе в интернете.
Подкастер - человек, занимающимся подкастингом. Подкастинг - терминал, поддерживающий хостинг медиафайлов, авторатизирующий посещение записей и подписку.
Подкасты, прямые трансляции и прочие интерактивные технологии могут выступать как в качестве самостоятельных материалов, так и являться частью более крупных, многосоставных мультимедийных материалов (лонгридов)

Интерактивность в СМИ рассматривается как наличие двусторонней связи с аудиторией, возможность людей переключить телеканал, письмо в редакцию. Интерактивное телевидение – трансляция оцифрованного видеоизображения по высокоскоростной сети (приставки, отмотка эфира, выход в интернет).

Современные СМИ активно пользуются возможностями интерактивных трансляций, взаимодействуют с потребителями информации в пространстве социальных сетей, осваивают новые форматы прямого вещания.

49) Семиотические особенности иконического компонента медиатекста.

Иконические знаки – это изображения предмета. Изображения с одной стороны привлекают внимание к материалу, с другой – вызывает впечатление его достоверности. Изображение иллюстрирует текст, формирует образ предмета.
Изображение перед текстом имеет ряд преимуществ:

• Последующий текст является обоснованным
• Изображение иллюстрирует текст и несет большое количество информации, которую автор за 3 секунды передает адресату
• Изображение вызывает реакцию быстрее, чем текст
• Эмоции, вызванные изображением, способствуют восприятию и запоминанию текста.

Все эти способы хорошо работают, если изображение подобрано правильно и гармонично. Общее впечатление от медиапродукта определяется организацией и композицией текста и визуальной стилистикой.


Иконический компонент текста может быть представлен иллюстрациями (фотографиями, рисунками), схемами, таблицами, символическими изображениями, формулами и т. п. Вербальные и изобразительные компоненты связаны на содержательном, содержательно-композиционном и содержательно-языковом уровне. Предпочтение того или иного типа связи определяется коммуникативным заданием и функциональным назначением текста в целом.

В целом изобразительный ряд в виде художественно-образных, декоративных, познавательных иллюстраций – с одной стороны, и вербальный компонент – с другой, создают единый образ медиатекста как объекта вербальной и визуальной коммуникации.

• Вертикальное расположение вызывает впечатление устремленности ввысь и при этом фиксирует момент.

• Горизонтально расположенные изображения ассоциируются с его статичностью, устойчивостью.

• Диагонально расположенные изображения придают впечатления динамики, движения, развития сюжета.
Иконические знаки в семиотики являются невербальным компонентом креолизации медиатекста (см. вопрос 46, как дополнение)
Made on
Tilda