© 2016 Времена.ру
«Журналистика – основа интеллигентного отношения
к жизни»
Алексей Кириллович Симонов — человек с тремя биографиями:
востоковед, кинорежиссёр и правозащитник.
Размышления о современности, журналистике и об искусстве


В рамках "Школы расследовательской журналистики", проходившей в 2017 году в Ульяновске, мы поговорили с Алексеем Симоновым. Президент "Фонда защиты гласности" ответил на наши вопросы и рассказал, какие ключевые проблемы существуют в современной журналистике, почему ни один вид искусства не исчезает безвозвратно, а экранизации близко к тексту – невозможны.

Алексей Симонов в музее И.А. Гончарова, Ульяновск, 2017 г

Пару слов о том, почему я – "человек с тремя биографиями".

Я по первому образованию все-таки востоковед. И порядка десяти лет я отдал именно востоковедению, литературным занятиям, переводам с индонезийского и с английского. И плюс шесть лет обучения в университете. И год работы в Индонезии.

Вторая биография – это «киношная» биография. Она начинается с высших режиссерских курсов. 1968 год: мне почти тридцать лет, я прихожу туда и почти двадцать лет работаю там как Папа Карло. Снимаю за это время и документальные, и игровые фильмы.

А потом, в девяносто первом году, ухожу в «Фонд защиты гласности» и занимаюсь правозащитной деятельностью, организаторской работой. Это третья моя биография.

Вопрос заключается в том, что начавшись, новая биография не хочет кончаться. То есть, начало-то ее рубежное, всё понятно. Вот с такого-то времени я стал тем-то заниматься. А продолжение её идет в другую биографию. Она обогащает людьми, событиями, проблемами и разговорами твою следующую "жизнь", потому что у тебя осталась масса недоделанного, недодуманного. Но начала биографий очень чёткие.

Алексей Симонов

1
Кино должно быть вещью в себе, которая интересна окружающим
На меня, как на личность, оказал влияние всего один режиссёр. Я с ним очень хорошо дружил, он много лет параллельно со мной работал, был действительно великий режиссёр и остался в памяти великим режиссёром – это Алексей Юрьевич Герман. Мы с ним почти ровесники, довольно сходны в биографиях: оба дети писателей, оба пришли в кинематограф довольно поздно. Но он – великий режиссёр, а я – просто режиссёр. И это, поверьте, совершенно для меня не унизительно.
Герман был человек с фантастическим чувством юмора, которое абсолютно не хотело совокупляться с реальностью. Он готов был выдумывать всё, что угодно, лишь бы это было весело и смешно. При этом, Леша считал, что весь мир его ненавидит, а сам он ненавидел весь мир, находясь по отношению к нему в иронической оппозиции. Я не могу сказать, что он на какие-то мои качества или поступки оказал влияние. Герман оказал влияние на меня своим существованием: он важен мне был, как параллельная жизнь. Это очень важная штука.
Алексей Герман.

А во всём кинематографе, если меня чему-то и учили, то учил меня вовсе даже не режиссер, а звукооператор Яков Евгеньевич Харон. Это был великий человек. Он отсидел свои 17 лет: 10 лет в лагере, 7 лет в ссылке. Харон был звукооператором фильма «Мы из Кронштадта», а также звукооформителем на многих картинах студии «Мосфильм», и оттуда наше с ним знакомство.
Яков Евгеньевич за свою жизнь очень многое сделал: он так любил кинематограф, что за вынужденный "перерыв" в 10 лет (с 1937 по 1947) не потерял ничего: он прекрасно помнил профессию и в 1947 сразу снова стал звукооператором.
«Вижу – одно, слышу – другое, а понимаю – третье». Вот это – главный принцип кино
Харон был изобретателем четырёхканальной системы звукозаписи, автором целого ряда теоретических статей по поводу кинематографа, звука в кинематографе. Понимание того, что кино – встреча звука и изображения, пришло через Харона. Это главный принцип кинематографа, который Яков Евгеньевич утверждал, и меня этому научил. Поэтому, всё оказанное на меня влияние, как на кинематографиста – через Харона.
Кадры из документальных и игровых картин Алексея Симонова.
У режиссёра снимались такие известные актёры, как
Екатерина Васильева, Юрий Никулин, Сергей Гармаш
(дебютировал в фильме Симонова "Отряд")

Вы знаете, я долгое время состоял в жюри кинопремии «Ника». И когда мне в прошлом году показали список номинантов игрового кино, я посмотрел список и понял, что никого из него не выберу. Мне не интересно. Из документалистов выберу. Там я и картины видел, и людей знаю. А все эти ребята, как Звягинцев, они на меня не производят нужного впечатления, прошу прощения.
Ну не нравится мне безвременье!
Я в нулевые, если честно, потерял интерес к кинематографу. С моей точки зрения, наверное, какой-нибудь из фильмов обозначает вот это самое ощущение «безвременья», которое мы чувствуем сегодня. Наверное, в какой-то степени популярность фильмов вот того же самого Звягинцева и его коллег на этом основана. Может быть, их работы выражают это безвременье. Но, во первых, мне не интересно само безвременье, а во вторых – не интересны способы его выражения. Хотя я понимаю, что, в общем-то, они вполне соответствуют той самой идеологеме времени нулевых.
Из фильмов 90-х... Могу согласиться с тем, что культовый фильм той эпохи – это «Брат». Главный герой этого фильма – Данила Багров – очень любопытная, на самом деле, фигура. Она очень многое объясняет в происходящем сегодня. Багров очень легко принимает внешние факторы как то, что является определяющим в жизни. Эта мысль очень точная, она правильно угадана. Может, я ещё назвал бы фильмом поколения картину Балабанова «Кочегар».

Вы знаете, экранизации «строчка в строчку» – невозможны. И близко к тексту – невозможны. Это всё от лукавого. Ведь попытка снять близко к тексту оказывается в результате как раз очень далекой от желаемого. Это большая беда, потому что зачастую в экранизациях чем дальше ты уходишь от оригинала, тем ближе приходишь к правильному результату. Потому что,
Вопрос ведь заключается не в том, чтобы повторить то, что было написано, а в том, чтобы достигнуть примерно того же художественного эффекта!..
И это – принципиально важно. Я позволю себе привести пример из собственного опыта, чтобы мне самому было проще об этом говорить.
В семьдесят четвертом году я взялся за экранизацию рассказов Бориса Леонтьевича Горбатова «Обыкновенная Арктика».
Рассказы эти написаны на основе опыта, который был у Горбатова при полетах в Арктику и одной зимовки, на которую он остался: привезший его летчик увёз обратно раненного полярника, а второго человека взять с собой не мог. И так Горбатов остался зимовать в Арктике.
Из рассказов надо было написать сценарий. Рассказы очень разные. Написаны они человеком, живущим в ожидании ареста. Однако Горбатов был очень сильный журналист. Приведенные им факты, – очень жесткие, упирающиеся в реальную северную действительность, конфликтные, острые. А запись – достаточно социалистически ориентированная, на социалистический реализм. И записано это с неким "туманцем". И в результате всё оказалось замечательно. Вот было – так, а оказалось – замечательно!
Я когда писал сценарий, уже оттепель-то кончилась, но снимать про социалистический реализм мне как-то не хотелось. Поэтому я «вытащил» всё «журналисткое» из этого дела. Получился жёсткий, достаточно острый сценарий про то, как тяжело жить на зимовке, если девять человек живут в одной комнате, и если каждый день ты стукаешься восемь раз о своих соседей, если при этом надо ещё что-то делать, а надо при этом ещё строить порт!

Когда я сдавал картину, то один из принимающих, заместитель председателя Гостелерадио, Эдуард Мамедов, бывший разведчик, сказал мне следующее: (надо отдать ему должное, я его очень зауважал после этого)

"Ну и что вы мне показали? Где нежный романтизм горбатовской прозы?"

И действительно, "нежного романтизма горбатовской прозы" там не было.
Но то, что имел в виду Горбатов, я снял! И с этой точки зрения, с моей точки зрения, результат больше соответствовал итоговому ощущению, которое возникало у читателя при чтении этой книги, чем если бы я "развесил сопли по окрестным сосулькам".

2
Обидно, когда люди не понимают,
что они меняют условия игры, которая уже давно сыграна

Я считаю, что ни один вид искусства не уходит, не «вливаясь» в другой вид искусства. Сказать, например, что "телевидение убьет театр". Ничего подобного! Как вы знаете, театр сейчас развивается со страшной силой. И, к сожалению, уже ни сил, ни времени не хватает посещать маленькие театры, в которых ребята занимаются массой совершенно интересных вещей. А казалось когда-то, что театр сейчас умирает прямо на глазах… Между тем, сегодня популярные театры в огромном плюсе. Это же надо представить себе: билет в «Ленком» стоит двадцать пять тысяч в главный ряд. Мне оттуда позвонили, говорят:

– Тут вот новый способ распространения билетов. Как раз для Вас…

Я говорю:

– Так, ребят, в Ленинский комсомол я пойду только по контрамарке.
– Это как?
– Ну, вот так. Позвоню Марку и пойду по контрамарке. И все.
Марк Захаров, художественный руководитель «Ленкома»

Раньше для меня ближе всего была теория, что «звуковое кино отменяет немое кино». И на самом деле, в прокате оно его отменило. Но немое кино сохранилось как отдельная линия, потому что вопрос звукового кино – это вопрос звука и зрительного образа, а немое кино – это вопрос изобразительного образа. Это две совершенно разных изобразительных системы. И, естественно, разные виды искусства. И то, и другое на пленке? Не считаю, что это их принципиально объединяет.

Звук – это один из немногих видов, который пришёл в кино плавно. А, скажем, цвет – совсем по-другому. Ведь это очень обидно с моей точки зрения. Обидно, когда люди не понимают, хотя и хорошо делают, но не понимают, что они меняют условия игры, которая уже давно сыграна. Когда начинают, скажем, делать цветной вариант чёрно-белого фильма «Семнадцать мгновений весны». Картина и так же жёлто-чёрная, несмотря на то, что она абсолютно не цветная. Вся форма картины – абсолютно не цветная, ну зачем они это сделали? Убеждён, что такое «раскрашивание» – никакое не новое искусство. А есть, наверное, действительно какие-то новые виды искусства, но что-то я в последнее время их не сильно вижу.


Почему в 2010-х ничего значимого в искусстве не появляется? От старого устали, на новое пока не хватает духу...
На самом деле, я не могу ответить на этот вопрос. И никто не может ответить на этот вопрос, потому что видимо этот шторм, который был, скажем, в 1917 году – он много чего всколыхнул. Однако, вспомните: Кандинский начался до шторма, Малевич – тоже. И нет абсолютной градации, что вот с семнадцатого года… С семнадцатого года начались первые попытки "советского искусства". И это, нужно сказать, вариант убийства искусства как такового. Ведь РАППовцы, или их духовные дети, по большому счёту, затоптали Платонова – человека, как минимум равного Льву Толстому по таланту!
А Иосиф Виссарионович был духовным сыном РАППа, безусловно. Как он ненавидел Платонова, боже мой!.. А знаете за что? Сталин, он каким-никаким, а вкусом всё же обладал. Но вот в чём беда: он привык понимать литературу, а Платонова – не понимал. Его проза казалась Сталину расползающейся какой-то…
РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей, литературное
объединение в СССР, оказывающее серьезное идеологическое давление
на советских литераторов в середине 20-х и начале 30-х годов.

3
Журналистика – это рабство.
Но настоящая журналистика –
крайне интеллигентна

Откровенно говоря, когда рассуждаешь о недостатках существования чего-то, что ты считаешь отчасти своей профессией, лучше всего начинать со своего личного отношения к делу. Мне кажется, что главные проблемы в журналистике появились не вследствие внешних факторов, а вследствие внутренних. Начались они не сегодня. Развернутая история этих периодов в журналистике никем, по большому счёту, не написана. Я думаю, что могу позволить себе обозначить некие этапы, которые мне кажутся существенными.

Первая проблема из современных в журналистике началась с конца 80-х годов, когда в эту область хлынуло огромное количество непрофессионалов, которым просто "было что сказать". Однако они совершенно не задумывались над тем, какая ответственность на них лежит за то, что они скажут. Это называлось «бешенством правды-матки», и оно было очень существенным с конца 80-х и где-то до начала 90-х годов. В таких условиях, действительно качественная журналистика терялась на общем фоне, и это вполне естественно. В советское время, как вы знаете, прессы было намного меньше. У нас было максимум четыре телевизионных канала на исходе советской власти. Крупные печатные СМИ выходили огромными тиражами. Конечно, их материалы были куда более влиятельными с точки зрения содержания. Кроме того, взаимодействие власти и прессы было в достаточной степени установлено, оно имело свои традиции. Если разрешали публикацию, то публикация оказывалась действенной. И самоощущение прессы было высоким, а отношение граждан к прессе –сочувственным.
Александр Политковский и Владимир Мукусев,
ведущие программы «Взгляд», которая "изменила представление россиян о телевидении"

Следующая беда с журналистикой случилась в 1995-96 году, когда пресса приняла участие в решении политических вопросов. Она выбрала Ельцина до того, как граждане вообще оглянулись и поняли, что на самом деле хорошо было бы подумать перед голосованием.
И мне кажется, что эта поспешность стала большой ошибкой нашего медийного сообщества.
Как раз в это же время с запада к нам пришла идея журналистики как «четвёртой власти». Идея эта была очень влиятельна, даже появился такой профессиональный клуб журналистов – «Четвёртая власть». Провинциальные редакторы собрали целый клуб, значит, всё это устроили… понятно, что это всё – «липа».

В моей практике было просто с этим личное столкновение очень смешного свойства. У меня номер клубного ордена «Четвертой власти» номер четыре, чтобы было понятно. С этим номером четыре приехал в Мордовию и должен был встретиться с президентом Меркушкиным. Направляясь к нему на встречу, сталкиваюсь с его пресс-секретарем, милой и немного въедливой дамочкой. Она говорит: «Ой, а у Николая Ивановича тоже есть такой орден, ему его подарили наши журналисты». После этого я снял его и больше никогда не надевал.

С какой стати вы должны любить своих критиков?

Дальше начинаются взаимоотношения прессы и Путина, и здесь уже совершенно другая история. Поскольку Путин не ответственен за отечественную демократию, с его появлением отношения с прессой становятся достаточно напряженными. В первую очередь, это связано с «огосударствлением» телевидения, «подбиранием под федеральную руку» федеральных и региональных телевизионных каналов. В результате этой многолетней последовательной политики мы имеем страну, в которой
главный источник информации (им все-таки пока является телевидение) принадлежит государству и практически не имеет других владельцев. Как вы понимаете, назвать это прессой можно только с большой натяжкой.
Живые люди в прессе остаются, а живой прессы - почти нет
Понимаете, у нас никогда не было и никогда не будет и не должно быть власти, которая любит прессу. Никто этого от власти и не просит. С какой стати вы должны любить своих критиков? Но важно, чтобы власть её не душила. У Гийома дю Вентре есть замечательное стихотворение:

«Не убивай!» – и критиков прощать?
«Не укради!» – а где же рифмы брать?

С моей точки зрения, миф о «четвертой власти» придумали для того, чтобы этим было удобно торговать. Выглядело это подменой общественного мнения мнением прессы, что и было главной ошибкой и самого названия, и идеи. Я считаю, что журналисты – это не властители мыслей и умов, а передатчики. И передавать они должны правду, а зритель или читатель будет эту правду определять.
Настоящая четвёртая власть – это общественное мнение,а журналистика должна лишь структурировать это мнение, не подменяя его своим собственным!
Первые встречи "Школы расследовательской журналистики"
Мастер-классы опытных журналистов-расследователей

На меня интернет не оказал весомого влияния, может быть поэтому я и недооцениваю его влияние, но, во-первых, он в какой-то степени прессу очистил: люди, которые не хотели заниматься прессой, но хотели заниматься информацией, стали блогерами и самостоятельно заполняют информационное поле. Мы проводили занятия сначала по отдельности для журналистов и блогеров, а потом поняли, что сверхзадача одна и та же, и их можно спокойно совместить. И никакого ущемления профессионального достоинства ни тех, ни других не будет допущено.
Конечно, с другой стороны в значительной степени предприняты попытки обуздать и интернет: возникла необходимость регистрации сайтов. Сайты как средства массовой информации – это все штуки последнего десятилетия. У меня ощущение, что интернет, как наиболее трудно поддающаяся регулированию «фига», кажется и наиболее удобной для того, чтобы оправдывать всякие запретительные меры. Ведь очевидно, что пресса значительно более управляема, чем интернет. А тут такое, такое разливанное море, такой ужас! Получается, что один настучавший интернет-деятель, настучавший на другого интерне-деятеля становится источником невероятного, чуть ли негосударственного уровня скандала. Кого-то обвиняют в экстремизме, и т.д... Это все яйца выеденного не стоит на самом деле!
Ужас заключается в том, что нас всё время врагами
назначают

Не то, чтобы их находили, а их назначают. Вот как меня назначили врагом... я ведь "иностранный агент" (смеётся). Между тем, «Фонд Защиты Гласности СМИ» – одна из самых правозащитных, правоверных организаций – настоящее поле защиты гласности и это много раз было доказано,
в том числе и в пространстве права, и в зале суда.
Мы живем в таких противоестественных условиях и для правды, и для справедливости, что очень трудно представить себе, что нам будет легко их достигнуть. Но в то, что они достижимы, я верю.
Я считаю, что настоящая журналистика – в которой присутствуют, по крайней мере, два источника информации или две точки зрения на описываемый предмет – и есть основа интеллигентного отношения к жизни. Хорошая журналистика – это когда я знаю одно, но знаю и другое. Я вам рассказываю и то, что сказал этот человек, и то, что сказал другой человек, с иными взглядами. Вы можете сами сделать из этого выводы. Истинная журналистика, с моей точки зрения, крайне интеллигентна.
Хорошая журналистика - это когда я знаю одно, но знаю и другое

Мотив заниматься правозащитной деятельностью у меня очень простой: «Делай, что должно, и будь, что будет». Что должно, я не сразу понял и начал это делать достаточно случайно. Дальше мне показалось, что моё участие в правозащитном движении может быть длительным, полезным и для меня естественным, что очень важно.
Безусловно, я верю и в правду, и в справедливость. Я семьдесят семь лет прожил на белом свете, и у меня не было серьезных случаев в этом усомниться. При трёх биографиях.
Журналистом за эти двадцать пять лет я не стал. Правда, поработал полтора года собственным корреспондентом «Русской мысли». Опыт забавный, так как я понял одну очень важную вещь про журналистику, которую я не понимал и очень многие не понимают: журналистика – это безусловное рабство, и это надо отдавать себе в этом отчёт. Вдумайтесь: в определённый день ты должен выдать определённое количество материала по определённому поводу. Вот, раз в неделю в «Русской мысли» у меня была колонка. Но это значит, что раз в неделю мне надо было сесть, и хоть убей написать эту колонку! И уже, как говорится, «деваться было некуда». На самом деле, вот это сочетание – очень жесткая профессия, притом, что она свободная – меня привлекло. Вот так, всерьёз не занимаясь этой профессией, я очень ею увлекся.
Так что, имею право сказать, что то, что я делаю для защиты коллег (тут уже я имею возможность сказать, что это мои коллеги) для помощи им и их семьям и их судьбам, по-всякому бывало – это, в общем, полезное дело. А когда этим позанимаешься лет пятнадцать: уже привыкаешь. Вот и всё, на самом деле, никуда не денешься!
Алексей Кириллович упомянул, что собирается писать книгу каждый раз, когда подходит его "круглая дата". Так, в 1999 была написана книга "Частная коллекция", а в 2009 – на семидесятилетие – "Парень с Сивцева Вражка". Симонов сомневается, что это – его последняя работа. Мы с радостью сомневаемся в этом вместе с ним и ждём новых произведений.


Made on
Tilda