© 2016 Времена.ру
Музыкальный андеграунд родины Ленина
РОЖДЁННЫЕ РОКОМ.
Неизвестное о рок-культуре Ульяновска.
Рок-культура ассоциируется с крупными городами, большими залами. Но она существует везде. Музыкальная рок-тусовка на родине Ленина, что мало известно широкой публике, имеет как довольно внушительную историю, так и весьма развита сегодня, притом, активно набирает обороты.
Коротко о РОКЕ
В больших, пыльных словарях и справочниках написано, что «рок» – это синоним слова судьба, причём со сноской – несчастливая, трагичная. Тут же даётся беглое определение понятия «рок-музыка» - это эксцентричная, эстрадная музыка, исполняемая в быстрых ритмах, обычно на электронных инструментах, с участием голоса или голосов.
С момента формирования рока само название стало слишком тесным для того, чтобы описать все направления этого стиля. Дело в том, что эта музыка претерпела такое огромное количество изменений, что понятие «рок» стало в большей степени обобщающим. С момента возникновения рок всегда являлся бунтарским выражением чувств и образа жизни молодежи. Его часто называют разрушителем стереотипов и своеобразной субкультурой.
"Сейчас это зовут роком, раньше это называлось буги-вуги, блюзом, ритм-н-блюзом… Названия могут меняться, но музыка, вдохновляющая разум и сердце, и даже твое притоптывание ногой в такт – все это здесь. Зови эту музыку рок, зови ее джаз, зови ее как хочешь. Если она заставляет тебя двигаться, или ты просто кайфуешь, она с тобой – навсегда."
Chuck Berry​
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Рок-направление, сформировавшееся на рубеже 50-60-х годов ХХ века в США и Великобритании, пришло в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году.
В начале 60-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь эстетическим десертом для продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать оттуда пластинки «Битлз» и «Роллинг Стоунз».
Со второй половины 1970-х годов западная музыка проникает в СССР уже вполне официально.
Олимпийские игры -1980 в Москве стали мощным катализатором легитимизаци. В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной, русский рок отчётливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен.
В конце 1980-х годов, на гребне горбачёвской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты. А это значит - да здравствуют крупные гастроли, стадионные концерты и легальные альбомы!
О РОК - МУЗЫКЕ В УЛЬЯНОВСКЕ
Период расцвета, энтузиазма и активного развития местной музыкальной сцены пришёлся на 90-е годы.
В «золотые годы» на тяжёлой сцене зажигали легендарные группы «Morbit», «Interment», которые хоть и не выступают сейчас вживую, но существуют как вполне успешные студийные проекты.
Для любителей более лёгких звучаний выступал практически единственный этно-фолк-коллектив города «Лишний музыкант».
Поклонники хард-рока ходили на концерты группы «Яма» (ныне «Весна»), «Монарх», «Porter», и «A-51».
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Сейчас на местной сцене появилось много кавер-групп. Например, MAGNUM, Bourbon, Прима.

Группа MAGNUM исполняет лучшие хиты зарубежной рок-сцены. В её репертуаре такие исполнители как Scorpions, Queen, Nazareth, Ozzy Osborn, Rainbow, Kanzas, Beatles, RHCP, Nirvana. Исполнение композиций максимально приближено к оригиналам - энергичные хард-роковые рифы в сочетании с лиричными балладами.
Группа молодая, в текущем составе на сцене выступает с 2014 года. Название группы было придумано спонтанно, за 5 минут до выхода на сцену. «Magnum» - большой, великий – название автосалона, случайно замеченное музыкантами на автомобиле одного из участников.
Все участники группы с музыкальным образованием. Без этого считают творчество неполноценным. Музыку сравнивают со спортом. Главное и для той и для другой деятельности – предрасположенность. Также необходимы ежедневные тренировки - репетиции, ну и, конечно же, наставник.
О своей успешности говорят довольно критично – всё познают в сравнении. «За год мало чего можно достигнуть. Без временных вложений в этой специальности не обойтись». Цель группы – стремление к совершенству.
Группа "Прима" - одна из самых оригинальных групп в нашем регионе, собравшаяся в 2012 году. Красочные переливы баяна, аккомпанемент гитар и четкий ритм барабанов в сочетании с неповторимым звучанием трубы, тромбона и саксофона делают привычные песни совершенно неожиданными и неповторимыми.
Оригинальность группы заключается в том, что музыканты могут соединить самые различные мелодии в неожиданном для слушателя исполнении.
Коллектив выступает на самых различных концертных площадках города и области. В мае 2013 года "Прима" приняла участие в музыкальном состязании "Tarantino ring" где по праву получила приз зрительских симпатий и обзавелась большим количеством новых поклонников. Творчество группы отмечено старейшими музыкантами и критиками Ульяновска.
Помимо кавер-групп есть и те, которые исполняют песни собственного сочинения.
PYTON - новая ульяновская рок-группа, которая за короткое время сумела стать главным событием на локальной сцене. Основанная в 2013 году группа решила воскресить в своем творчестве лучшие традиции рок-музыки начала 90-х. Музыкальный коллектив играет смесь стонера, гранжа и прог-метала.
Выпустив в прошлом году дебютный мини-альбом, PYTON привлекли к себе внимание различных российских и зарубежных блогов освещающих стоунер, везде получая положительные отзывы о своей студийной работе. Менее чем за полгода, группа из мало известных новичков стала всё чаще появляться на рок-фестивалях и играть на концертных площадках разных городов, успев выступить в Москве, Казани, Тольятти и дать несколько концертов у себя в городе. Этим летом у группы вышел новый мини-альбом.
Свою первую запись – мини-альбом «What's Done Is Done» – в пoлнoценнoм составе и уже назвавшись PYTON, ребята выпустили анонимно, указав Филиппины в качестве родины коллектива. Маски были сняты с первыми концертами, куда ребят пригласили выступать.

Сомнамбулия – уникальный местный музыкальный проект с необычным названием, которое означает расстройство сна, лунатизм.
В состав группы входит один-единственный человек – Леонид Максимец. Леонид необычайно талантлив, сочиняет тексты, играет на нескольких инструментах, и в то же время он, как и его творчество, окутан загадкой. В данном проекте, существующем с 2009 года, звучит музыка в стиле trip-hop, shamanistic, live-looping.
Метафизические ощущения и пребывания за пределами земной материи – основа его творчества. Он специализируется в астральных снах и путешествиях. Выходя из тела, он встречается с музыкантом шаманом и слушает пригрезившуюся музыку. На основе видений рождаются музыкальные композиции. Музыкант считает за кощунство укрывание и недонесение минорных произведений до слушателя.

Если вспомнить что-нибудь из более традиционного и «старенького», то стоит упомянуть группу «Slippers».
Живая легенда в рок индустрии, группа «Slippers» радует своим творчеством уже несколько поколений слушателей. Из всех ульяновских команд эта группа добилась самых больших успехов на отечественном музыкальном рынке – их песня «Ля-ля-тополя» вышла на сборнике «Рок-лайн-97″, а клип на песню «Пьяный Мёд» был показан по MTV. Кроме того, «Slippers» выступали в концертном зале «Олимпийский» и попали в музыкальный эфир «Радио Россия».
А началась история коллектива со сбора укропа. В августе 91-го двое из участников будущего коллектива – Алексей Николаев и Дмитрий Рыбаков поехали от института в колхоз. В это время перемен буквально на грядках укропа будущие «Slippers» начали свои первые музыкальные эксперименты. По возвращению домой ребята решили серьезно заняться музыкой. Смешное название группы, что переводится с английского как «тапочки», появилось благодаря воле случая, когда бумажка именно с этим названием была вытащена из шляпы, наряду с другими мудреными названиями.
Музыка, которую играли «Slippers», была настолько новой и прогрессивной, что их воспринимали как недоразумение, и поначалу местные рокеры их не принимали. А первые тексты были ничем иным, как набором звуков, имитирующих английскую речь, что воспринималось публикой как экзотика.
За время существования группа записала три альбома и сейчас работает над четвертым.

МЕСТА ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ
В 90-е годы были свои «культовые» места проведения рок-концертов: ДК Чкалова, ДК имени 1 мая, «Красный» и Большой залы КДЦМ (тогда – ДК Профсоюзов) и клуб Пионер. Стоит отметить, что концерты в то время проходили на уровне хорошо организованном, с исправным аппаратом и весьма развитой инфраструктурой.
Сейчас же основными площадками для выступлений местных групп стали музыкальные пабы и бары, ночные клубы, кафе и антикафе, открытые площадки и участки, актовые залы учебных заведений. К сожалению, эти места не специализированные для музыкальных выступлений, а подстроенные под них. Такая тенденция не влияет положительно на качество музыки. Сюда люди в основном приходят вкусно покушать, выпить, провести весело время, ну и заодно послушать хорошую музыку. Как рассказывают сами музыканты, реальных площадок для серьёзной концертной программы, со всеми необходимыми инструментами и оборудованием ещё меньше – их можно на пальцах одной руки пересчитать.
Ввиду ли отсутствия музыкальных площадок, или из-за тяги к олд-скульному, жива ещё традиция квартирников в Ульяновске.
Такие домашние концерты в своё время открыли миру советских рок-идолов: Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, Александра Башлачёва, Егора Летова.
Новую популярность «квартирник» пережил в начале второго тысячелетия. Сейчас это эксклюзив, альтернатива традиционным концертам. Но в былые времена, порой было единственным способом увидеть, и услышать любимую группу, которая не имела возможности выступать в концертных залах из-за отсутствия разрешения на эстрадную деятельность. Причем, посещение такого рода мероприятий, было довольно опасным занятием.
Сейчас это движение развивается всё больше. Из наиболее известных современных мест можно назвать квартирники у Дмитрия Гороховского в Санкт-Петербурге. «Концерт для кота и чайника» - так сказал корреспондент журнала «Русский репортёр» в одном интервью, точно передав всю атмосферу домашних концертов в одной фразе.
В нашем городе квартирные концерты дают местные рок-группы «Мокрый асфальт», «Цвих», «С прибором», «ContrBobrs», «Сахара». Концерты организуются нечасто, но в этом вся романтика и даже экзотика. Ульяновские квартиры тепло встречают домашнюю публику, с чаем, печеньками и мягкими коврами.
О «квартирниках» узнают по-разному: от самих музыкантов, от своих знакомых, на сайтах рок-групп. Рок-группы собираются на квартире у одного из музыкантов, «разогреваются», постепенно подтягиваются гости.
Организатор недавнего квартирника, посвященного памяти А.Башлачёва и Е.Летова, Дмитрий Галущенко поделился своим мнением: «Квартирники – это интересно. И организуем мы их не ради денег. Здесь можно увидеть глаза музыканта – спрятаться негде. Кроме того, у квартирников всегда своя атмосфера, они не нуждаются в излишней рекламе».

Концертные залы, бары, кафе, квартиры… Где ещё можно встретить музыканта и насладиться его творчеством? Не раз, проходя по главным улицам города или по подземному переходу, вы слышали звуки различных инструментов - будь то гитара или флейта, гармошка или скрипка. Играет и стар и млад. Перед музыкантом лежит только чехол от инструмента. Порой в суматошные дни мы проходим мимо и совсем не замечаем их, редко кто останавливается послушать.
Уличных музыкантов можно разделить на несколько типов: тех, которые хотят заработать денег, и тех, кто этим живет. Живет не только в плане дохода, но и душой. Это люди, которые посвятили своему делу всю свою жизнь, кто принципиально не хочет заниматься ничем, кроме как музыкой. Для них игра в переходе - работа. Каждый день в определенное время они приходят на рабочее место. И мне посчастливилось пообщаться с таким музыкантом - Артёмом - очень разговорчивым и доверчивым человеком. Из рассказа Артёма я узнала, что он приезжий, родом из северной столицы. Путешествует по России автостопом. В нашем городе Артём остановился не в первый раз. Музыка – это вся его жизнь. На заказ Артём не поёт, но мне сделал исключение, за что сразу же поплатился порванной струной (видимо, всё-таки нельзя было нарушать негласное правило).
Мимо него проходило такое же количество народа, сколько бывает и на концертах. Но в отличие от традиционных выступлений, уличные музыканты имеют дело с постоянно меняющейся, обновляющейся аудиторией. На лице Артёма было удовлетворение от собственной игры и от него веяло спокойствием и тихой радостью. И никаких рамок! И никаких комплексов! Только музыка, льющаяся из-под струн его гитары и масса положительных эмоций!

Из концертных залов - в квартиры и на улицу. В музыкальной жизни Ульяновска можно проследить тенденцию обращения её в андеграунд. Что это такое? Дословно с английского языка "underground" – это подземка, подполье. Это синтез творческих направлений, воплощённый в современном искусстве.
Говоря об ульяновском андеграунде на ум в первую очередь приходит паренёк, с весьма запоминающейся внешностью и нестандартным поведением. Этот человек – организатор многих концертов, запросто может снять ботинки в зале и призвать к тому зрителей, дабы все чувствовали себя как дома. Конечно же это Павел Солдатов. Почему стоит о нём рассказать? Потому что его вклад в развитие искусства особого, неординарного, андеграундного в нашем городе весьма велик.
Как рассказывает Паша, его деятельность началась с театра «Абсурда» в 2007 году. Нашлись нужные люди, попалась на глаза интересная книга, и первая постановка уже была готова порадовать собравшихся. Именно тогда Павел определил будущее за синтетическим искусством.
Вскоре он создал неожиданные для Ульяновска проекты. Например, фестиваль «Эйдическая Нирвана» - сочетание философской концепции Платона и творчества Курта Кобейна. На сцене выступают рок-группы, с кавер-версиями на песни Кобейна. Всё это на фоне фотографий и картин, транслируемых на большой экран.
В 2008 году появился ещё один проект – «Экзистенция». Суть мероприятия в том, что одна группа вживую озвучивает выдающуюся киноленту, притом готовятся они к этому два-три месяца, а на сцене выступают всего лишь пять минут.
Проект «Бойцовский клуб» - похожий на «Экзистенцию», только с меньшим размахом. Короткометражку здесь озвучивают не группы, а один-два музыканта. Кроме перечисленного есть и другие проекты (литературные, в области кино).
Павел не зарабатывает на своих проектах, и все люди, выступающие в его проектах тоже не получают за это деньги. Вырученные средства идут на благотворительность.
Смысл своей жизни видит в деятельности и в людях, которые в этом помогают.
Подводя итог можно сказать, что музыкальная жизнь Ульяновска скорее жива, чем мертва. Пусть не всё так ровно, пусть не так гладко, но она у нас есть. Есть отличные музыканты, прекрасные коллективы, богатая история, широкий простор для творчества.
Если раньше перед роком стояли глобальные проблемы – непонимание и отвержение стиля, то сейчас, увы, существует более банальная проблема – финансовая. О необходимости правительственной помощи музыканты отзываются по-разному. Некоторые говорят, что поддержка властей политизирует рок-музыку, отнимая дух свободы. Другие не отказались бы от какой-нибудь материальной помощи, хотя бы на организационном уровне. Третьи хотят получить помощь, и не только финансовую, но и в плане привлечения и приобщения местного населения к рок-культуре. В общем, сколько людей, столько и мнений.
Исчезнет ли эта музыка с местной сцены? Нет. Рок-культура стала неотъемлемой чертой современной культуры, она тесно соприкасается с молодежной субкультурой. Существование рок-культуры — неизбежно. В ней общество находит выход своим эмоциям, желаниям, инстинктам - всему тому, что, помимо разума, составляет человеческую сущность.
Когда я понял, что рок есть везде? Это, когда люди, которые путешествовали по Амазонке, рассказали мне, что дети туземцев стирали белье в реке и напевали "Wind Of Change".
Klaus Meine
Scorpions
Автор: Эльвира Зямалова
Made on
Tilda